Одним из важнейших эстетических свойств материалов для одежды является цвет. Текстильные материалы из натуральных волокон обладают естественными цветами: золотисто-желтым у шёлка, теплым желтоватым, чёрным, разными оттенками серого и коричневого у шерсти, различными оттенками бежево-серых тонов у льна. И в современной моде естественные цвета весьма ценятся, их даже иногда имитируют на материалах из химических волокон. Однако уже в древности люди стремились разнообразить цветовую гамму в своей одежды и окрашивали ткани в различные цвета. Для этих целей они использовали природные красители: минеральнограстительного и животного происхождения. «Королём» красителей по праву можно назвать индиго синий, который добывался из особых тропических растений ещё на заре цивилизации. В Европу этот краситель попал из Индии, где он использовался более 4000 лет. Из античных красителей более всего славился пурпур, получаемый из сока улитки багряницы; он давал целую гамму оттенков от темнофиолетовых до красного и коричневого; пурпур ценился очень высоко и был символом высокого сана. Основным жёлтым красителем Древнего Востока, Греции и Рима был шафран. Самым распространенным красителем древности следует считать крапп, который добывали из корня марены, распространенного в Средней Азии и на Ближнем Востоке. Ткани, обнаруженные на территории России свидетельствуют о пристрастии россиян к ярким, богатым цветом одеждам (красному, жёлтому, зелёному, коричневому, синему и черному цвету). Помимо привозных красителей наши предки использовали красители, добываемые из местных растений: жёлтооливковый и черный цвет получали от коры дубы, синий — из девясила, жёлтый — из цветков зверобоя и т. д. Всех видов природных красителей насчитывалось не более трех десятков, однако искусные мастера могли на их основе получать свыше 800 разнообразных оттенков. Гамма цветов значительно обогатилась после открытия в конце XIX века искусственных красителей, которые позволяют получить прочные красители ярких, насыщенных цветов с большим разнообразием оттенков, подобных многообразию природных цветов, а также синтетические цвета, не встречающиеся в природе.

Цвет у текстильных материалов создается либо окрашиванием готового полотна (гладкокрашеные), либо материал изготавливается из предварительно окрашенных нитей. Помимо этого используются различные способы создания своеобразных цветовых эффектов, в частности, мулыпиколор или ложноодноцветный эффект, когда использование нескольких цветов создает впечатление однотонного материала.

Меланж (от франц. те!ап§е — смесь) — многоцветный, но неопределенный колористический эффект в оформлении материалов, получаемый за счёт использования пряжи из разноокрашенных волокон или волокон, по разному реагирующих на используемые красители.

Вигу ре — материал с особо тонкой цветовой смесью волокон, эффект которого достигается за счёт неравномерного окрашивания ровницы способом печати.

Жиспе (от франц. ]азре — яшма или крапчатый) — материал из пряжи, которая получена соединением двух ровниц разных цветов.

Мулине (франц. тоиНпе) — эффект поверхности в мелкую крапинку или с разводами, типа муара, получается при использовании нитей, скрученной из двух или более разноцветных нитей. Разновидности этого эффекта достигаются подбором толщины, величины крутки нити и количеством скручиваемых нитей.

Фламме — материал из одноименной пряжи с периодически меняющейся окраской, напечатанной в несколько цветов с тонким переходом из одного цвета в другой.

Маренго — ткань чёрного цвета с белыми волокнами или чёрный цвет с серым отливом.

Филь-а-филь — эффект ложноодноцветности, получаемый при полотняном переплетении нитей двух цветов.

Джинсовый эффект однотонности с некоторой степенью линялости получают при использовании окрашенной основы и толстой суровой нити утка; при саржевом переплетении лицевой застил образуется нитями основы, сквозь который проглядывают суровые нити утка. Джинсовые ткани обрабатывают на глянцевом каландре или на наждачной машине, в последнем случае создается эффект потёртости.

Шишкин (от фррнц. сЬап§еап1 — отливающий разными цветами, изменчивый) — переливающийся эффект изменения цвета ткани в зависимости от освещения и угла зрения; возникает, когда нити основы имеют другой цвет, чем нити утка. Особенно эффектно выглядит на шелковых тканях при движении в драпировках и мягких складках платьев.

Зрительное восприятие цвета — сложный психофизический процесс логической обработки качественной и количественной информации, на который влияет ряд факторов физического, физиологического и психологического характера. Поэтому свойства цвета в зрительном восприятии можно рассматривать в трех аспектах: физическом, эмоционально-психологическом и символическом.

С древних времен на протяжении всей истории человечества цвет одежды наряду с художественно-эстетическим значением имел и символическое, зачастую мистическое значение. В этом качестве он присутствовал в одежде шаманов, колдунов, жрецов и правителей. Так в Византии отдельные виды пурпура использовались в одежде только членов императорской семьи и были запрещены для всех остальных подданных под страхом смерти; сложная система использования пурпура и золототканой одежды была разработана для рангового различия государственных чиновников. В ХУП-ХУШ веках в светских кругах в одежде использовался так называемый «язык цветов», когда отдельные цвета и их сочетания имели вполне определенные значения. Отголоски символичности цвета мы встречаем и в наши дни военной и ведомственной форме, одежде священо-служителей. В европейских странах чёрный цвет символизирует траур, белый — невинность.

Эмоционально-психологическое воздействия цвета на человека связано с возникающими ассоциациями того или иного цвета с окружающими его предметами и явлениями природы и возникающими в связи с этим определенные эмоции. Поэтому люди часто воспринимают цвета как холодные и теплые, радостные и печальные, плоские и объемные и т. п. С этим связаны и ассоциативные названия конкретных цветов, которыми широко пользуются при описании цвета на бытовом уровне, среди художников, модельеров, конструкторов и других специалистов по разработке и созданию материалов и изделий из них, в журналах мод и даже нормативно-технической документации. Здесь сохранились названия, связанные с историей развития крашения текстильных материалов (шафранный, пурпурный, кумачёвый и др.); сходные с цветом растений (васильковый, розовый, лиловый, фиолетовый, травяной, оливковый, лимонный); минералов (бирюзовый, изумрудный, малахитовый, охристый, рубиновый, коралловый); металлов (золотистый, серебристый, бронзовый); окружающих предметов и среды (кирпичный, терракотовый, цвет мокрого асфальта) и т. д. Оттенки цвета иногда характеризуются более сложными определениями: серовато-бирюзовый, золотисто-жёлтый, зеленоватый беж и т. п.

Физическими характеристиками цвета являются цветовой тон, светлота и насыщенность.

Цветовой тон — основная качественная характеристика цвета, которая позволяет устанавливать общее между ощущениями образца материала и цветом спектрального излучения. Различия цветовых тонов оцениваются цветовыми порогами восприятия, которые в видимой части спектра насчитывают около 130. Характеристикой цветового тона служит доминирующая длина волны отраженного потока света.

Светлота — качественная характеристика ощущения цвета, показывающая степень общего между данным цветом и белым.

Насыщенность — качественная характеристика ощущения цвета, позволяющая различить два ощущения цвета, имеющих один и тот же цветовой тон, но разную степень хроматичности.

Оценка цвета на основе эмоционально-психологического восприятия с ассоциативными обозначениями является сугубо субъективной, что вызывает трудности во взаимоотношениях между потребителями и производителями текстильных материалов. Для более объективной оценки цвета используют атласы цветов, которые представляют собой набор цветовых образцов, расположенных по определенной системе. Атласы цветов выполняют роль визуального цветоизмерительного инструмента. Наибольшее распространение получили атласы Манселла и Рихтера. В России в ВНИИМ им. Д. И. Менделеева созданы атласы цветов АЦ-100 и АЦ-1000, включающие 450 и 1000 стандартных образцов цвета. В мировой практике существуют и другие виды атласов цветов.

ВЦАМ легпромом совместно с ВНИИ полиграфии разработан атлас цветов, с помощью которого координируют работу предприятий, связанную с выбором цветов. Для создания цветовой гаммы атласа использованы 46 базовых предельно насыщенных цветов равномерно расположенных по цветовому кругу в системе Ь^. В качестве базовых выбраны восемь цветов: жёлтый, оранжевый, красный, пурпурный, фиолетовый, синий, голубой, бирюзовый и зеленый. Остальные тридцать восемь цветов получены путем смешивания двух соседних базовых по цветовому кругу.

Атлас представляет собой 46 карт, на которых расположены образцы цветов постоянного цветового тона. Набор образцов каждой карты в отдельности состоит из цветов определенного цветового тона с равными ступенями по светлоте (по вертикали) и насыщенности (по горизонтали). По степени светлоты установлено 10 ступеней от 01 (белого) до 10 (черного). По степени насыщенности использовано 8 ступеней от 01 до 08. Однако по отдельным цветам возможен неполный набор всех ступеней. Каждому образцу цвета присваивается шестизначный код: первые два знака — номер таблицы (цветовой тон), вторые два знака — номер горизонтального ряда (степень светлоты), последние два знака — номер вертикального ряда (степень насыщенности).

Методика характеристики цвета с помощью атласа цветов достаточно проста. Она состоит в непосредственном визуальном сравнении цвета измеряемого образца с цветами образцов атласа, в результате чего определяется код ближайшего по цвету образца или же «вилка» соседних цветов. Несмотря на появление физических методов измерения параметров цвета, в связи с простотой методика определения цвета с помощью атласа цветов находят практическое применение в текстильном и швейном производстве.

В практике производства материалов для одежды в зависимости от направления моды в каждом сезоне колористическое оформление ограничивается определенной гаммой цветов, которую разрабатывают и рекомендуют моделирующие организации и фирмы в соответствии с современной модой на одежду. В частности в России подобные рекомендации разрабатывает для отрасли А/о «Дезайн-мода». Гамма цветов на каждый сезон представляется в виде групп (часто, трёх-четырёх), объединяющие цвета в определенные цветосочетания по близости цветовых тонов или по контрасту и тем самым создающим основу для выбора цветов как в ансамбле одежды, так и при оформлении набивных и пестротканых рисунков.

Группы модных цветов представляют под определенным девизом с поэтическими, часто ассоциативными характеристиками.

Так, например, гамма весны-лето 98 г. включает и нежные пастельные тона и нейтральные утонченные, тона средней насыщенности, глубокие и насыщенные яркие.

группа под девизом «Весенний ветер» отражает новую романтическую линию моды с тонкими, невесомыми, как бы растворяющиеся в воздухе тканями, превращающими женщину в неземное, поэтическое создание. Этому образу соответствует необычная, как бы пришедшая из сна, гамма нежных утонченных пастельных тонов и нейтральных цветов.

группа под девизом «Воздушный змей» обращена к Востоку и его экзотической флоре. Прежде всего она ассоциируется с Китаем: много цветные фонарики, воздушные змеи, ярко раскрашенные и сверкающие на солнце, необычные цветы с непередаваемым ароматом и лепестками невероятных оттенков. Оптимистическая, красочная группа объединяет насыщенные, яркие цвета, которые хорошо сочетаются друге другом.

группа под девизом «Лесная прохлада» отражает женственную линию моды. Она объединяет холодные оттенки лесных фиалок и ягод и…